Дисплазия и вывих тазобедренного сустава - Основные направления работы и методы

Что такое дисплазия или вывих тазобедренного сустава

Дисплазия тазобедренного сустава в настоящее время считается одной из самых часто встречающихся аномалий развития скелета. Причиной является нарушение созревания вертлужной впадины, которая формируется неглубокой и, таким образом, в недостаточной степени захватывает головку бедренной кости. В ярко выраженных случаях головка бедренной кости находится даже вне вертлужной впадины (вывих тазобедренного сустава).

Дисплазия тазобедренного сустава представляет собой значительный фактор риска для возникновения в раннем возрасте коксартроза (износа тазобедренного сустава). Поэтому ранняя постановка диагноза и лечение имеют огромное значение.

С тех пор, как в 80-х годах начали проводить ультразвуковое обследование тазобедренных суставов, стало возможным раннее обнаружение и успешное лечение большинства заболеваний. Количество необходимых операций в Германии снизилось до 20%.

Как происходит постановка диагноза?

Диагностику проводят в первые недели жизни ребенка. Первое клиническое обследование тазобедренных суставов происходит в рамках первого массового обследования (в большинстве случаев еще в роддоме), чаще всего в это время уже проводится ультразвуковое исследование обоих тазобедренных суставов. Кроме того, данное исследование является обязательной частью обследования в возрасте 4-6 недель. Ультразвуковое исследование проводится для диагностирования дисплазии тазобедренного сустава, степень тяжесть определяется по шкале (по Графу).

Рентгенологические исследования тазобедренного сустава целесообразны только, если начинается окостенение обычно покрытой хрящевой тканью головки бедренной кости (примерно с полугода). Позже это становится важным, если после постановки диагноза в грудничковом возрасте требуются контрольные обследования.

Каким образом осуществляется лечение?

Лечение определяется в соответствии со степенью тяжести заболевания. У младенцев оно почти всегда проходит консервативно посредством ношения отводящей шины-распорки или абдукционно-сгибательного ортеза, в редких ярко выраженных случаях в виде наложения тазобедренной гипсовой повязки. Благодаря терапии на ранних сроках без последствий излечивается большая часть случаев дисплазии тазобедренного сустава.

В редких случаях необходимо хирургическое лечение. Его используют, например, для «нестабильных» тазобедренных суставов, в таких случаях несмотря на ношение шины или гипсовой повязки головка бедренной кости не встает в вертлужную впадину или вопреки адекватному лечению не возникает достаточного захвата впадиной головки бедра.

При этом вид и время хирургического вмешательства зависят от степени тяжести дисплазии тазобедренного сустава.

В нашей клинике используется весь спектр хирургического лечения от открытого вправления тазобедренного сустава у младенцев до транспозиции вертлужной впадины путем тройной остеотомии таза, которую проводят у детей старшего возраста, подростков или уже во зрелом возрасте.