Сколиоз и другие деформации позвоночника - Основные направления работы и методы

Сколиоз – это искривление позвоночника в сторону, которое сопровождается ротацией, изменением формы позвонков (торсией) и деформацией строения позвоночника в сагиттальной плоскости. В противовес простым искривлениям позвоночника в сторону, сколиоз невозможно полностью скорректировать. Сколиоз может быть врожденным или возникшим в ходе развития. Он встречается у 1-2% населения.

Кроме сколиоза существуют деформации, которые поражают сагиттальную плоскость структуры позвоночника, например, кифоз (сутулость) и гиперлордоз.

Какие существуют причины для возникновения сколиоза?

• Идиопатический сколиоз:
    В случае этой самой частой форме сколиоза (80%) причины деформации неизвестны. Его подразделяют по возрастным группам на инфантильный (ранний) сколиоз (0-3 лет), ювенильный сколиоз (4-10 лет) и подростковый сколиоз (11-18 лет).
  • Врожденный сколиоз:
    Причинами в таких случаях являются аномалии развитие позвоночника. Так могут возникнуть напр. полупозвонки или клиновидные позвонки, которые вызваны нарушением развития позвоночника на ранних сроках беременности. Врожденный сколиоз встречается очень редко, в 3-5% случаев всех сколиозов.
  • Нервно-мышечный сколиоз:
    Такой сколиоз возникает на почве нервно-мышечного основного заболевания (напр. спастических заболеваний мышц, мышечной атрофии, мышечной дистрофии, миеломенингоцеле (расщепления позвоночника)) и представляет собой особенную категорию. Искривление позвоночника возникает вместе с началом нервно-мышечного заболевания или в очень раннем возрасте. Риск увеличения искривления выше в сравнении с идиопатическим сколиозом. Сколиоз увеличивается также после завершения процесса роста. Типичным признаком является нарушение баланса позвоночника со значительным наклоном корпуса, а также отклонением таза. Функционирование легких ограничивается в большем объеме, чем при идиопатическом сколиозе. Также поражаются другие системы органов (напр. кардиомиопатия, хронические заболевания мочевыводящих путей).
  • Другие виды сколиоза:
    Существует большое количество других причин, вызывающих развитие сколиоза. Примером этого являются опухоли, воспаления, болезни обмена веществ, другие неврологические заболевания, напр. нейрофиброматоз (синдром Реклингхаузена).

Как происходит постановка диагноза?

Основополагающим для постановки диагноза является физическое обследование, во время которого опытный врач может распознать деформации. Внешне различимыми признаками могут быть:

• Реберный горб при сколиозе грудного отдела
  • Мышечный валик в поясничном отделе при сколиозе пояснично-крестцового отдела
  • Асимметричность треугольников талии
  • Асимметричность плеч с высоким положением одного плеча
  • Диспропорции между укороченным корпусом и длинной ног
  • Деформации грудной клетки
  • При наблюдении сбоку отсутствует формирование кифоза при сколиозе грудного отдела позвоночника

Рентгенологическое обследование всего позвоночника проводят для подтверждения наличия сколиоза. Оно должно проводиться в положении стоя. С помощью полученных снимков производят точное измерение определенных углов, которые являются решающими для выбора лечения. После постановки диагноза должны обязательно проводиться регулярные контрольные обследования, чтобы в случае прогрессирования деформации иметь возможность вовремя начать лечение.

Каким образом осуществляется лечение?

Правильное лечение зависит от очень многих факторов. Решающим для ухудшения состояния являются причины искривления и возраст пациента, чаще всего женского пола. Сколиоз прогрессирует во время самого большого скачка роста в пубертатный период, наступающий у девочек примерно в 10,5 лет с начинающей расти грудью и заканчивающийся с первой менструацией. У мальчиков скачок роста начинается с перестройкой голосовых связок (примерно в 13 лет).

Также необходимо учитывать уже существующую степень сколиоза и место искривления, которые играют решающую роль в прогрессировании. Поэтому рекомендуется проконсультироваться со специалистом.

Спектр способов лечения начинается лечебно-физкультурными упражнениями, продолжается ношением корсета и заканчивается сложными корректирующими операциями. При этом целью консервативной терапии является предотвращение прогрессирования деформации. Целью хирургического лечения являются коррекция сколиоза и остановка развития деформации.

Ниже кратко представлены некоторые методы и показания к их применению.

• Лечебно-физкультурные упражнения:
    В случае незначительной степени искривления максимум до 20° для улучшения состояния мышц рекомендуется ЛФК.
  • Ношение корсета:
    При увеличении угла искривления до 20 - 40° в период скачка роста в большинстве случаев назначают ношение корсета. Корсет должен быть изготовлен очень опытными техниками-ортопедами. Максимальная эффективность ортеза достигается при ношении по меньшей мере в течение 23 часов в день. Для детей помладше (9-11 лет) это реже представляет проблему, в то время как детям в пубертатном возрасте иногда тяжело дается постоянное ношение корсета. В целом, успех лечения зависит от продолжительности ношения. Однако, индивидуально, в зависимости от многих факторов, возможна адаптация режима лечения.
  • Направляющие рост способы оперирования: системы стержней Magec, VEPTR, Shilla, Tethering
    Эти способы являются операциями без ригидности, разработанными специально для детей с ярко выраженным ранним сколиозом, у которых в сравнении с подростками на момент постановки диагноза еще только ожидается большой скачок роста и, следовательно, прогрессирование деформации. В клинике Lubinus Clinicum проводятся все направляющие рост способы. Система Magec в качестве стержней, удлиняемых в течение нескольких секунд под воздействием внешнего магнита, имеет преимущество в том, что возможно управление ростом на протяжении долгого времени без повторных операций или пребывания в стационаре.
  • Резекция полупозвонков:
    Одним из наших направлений работы является удаление полупозвонков, которые ведут к развитию врожденного сколиоза, с последующей стабилизацией позвоночника посредством спондилодеза на максимально коротком участке. Такие вмешательства сложны в исполнении не в последнюю очередь потому, что их необходимо проводить в младшем дошкольном возрасте (примерно до 2 лет), чтобы на ранних сроках противодействовать искривлению позвоночника. Целью удаления полупозвонков является предотвращение возникновения сколиоза.
  • Корректирующий спондилодез (ригидная стабилизация):
    В случае ярко выраженных искривлений или таких, которые демонстрируют быстрое ухудшение, проводят операцию. Позвоночник выпрямляют и стабилизируют с помощью напр. системы из винтов и стержней. Посредством установки в область корректируемого отдела позвоночника костного трансплантата предотвращают повторное возникновение искривления. Операции на позвоночнике могут проводиться со спины (дорсальным доступом), спереди (вентральным доступом через живот или грудную клетку) или в редких случаях комбинированно передним и задним доступом. Если возникает основание для операции, необходимо стремиться провести лечение максимально быстро, чтобы сделать длину оперируемого участка позвоночника максимально маленьким.
  • Нейромониторинг:
    Нейромониторинг (отведение импульсов спинного мозга во время операции) и 3D-навигация (трехмерное представление позвоночника во время операции) относятся к стандарту хирургического лечения сколиоза. Они служат для обеспечения максимальной безопасности наших пациентов во время установки имплантов и проверки нервной системы во время оперирования сколиоза.