Контрактура Дюпюитрена

Что такое контрактура Дюпюитрена?

Контрактура Дюпюитрена - .это сгибательная контрактура пальцев рук, возникшая в результате фиброзного перерождения ладонного апоневроза. Пальцы согнуты к ладони, и их полное разгибание невозможно. Это может привести к тому, что один или несколько пальцев больше не будут полностью разгибаться. Чаще всего поражаются мизинец и безымянный пальцы, далее патологический процесс захватывает большой палец. Это заболевание, которое почти всегда поражает обе руки и возникает в возрасте между 40 и 60 годами. Мужчины страдают в 8 раз чаще, чем женщины. Изменения обычно прогрессируют с различной скоростью и в конечном итоге необратимы. Значительно реже встречаются уплотнения на кончиках среднего пальца («подушечки пальцев») или на подошвах ног (болезнь Ледерхоза).

Причины:

Основной причиной этого заболевания является пролиферация клеток соединительной ткани (миофибробластов). Существует относительное соотношение между контрактурой Дюпюитрена, сахарным диабетом, заболеваниями печени, а также применением противоэпилептических препаратов.

Признаки и симптомы:

Первыми признаками болезни, как правило, становится появление «узлов» на ладонях рук, которые часто бывают очень болезненными. Рост узлов приводит к нарушению процесса сгибания пальцев и тем самым нарушает функции кисти. Само по себе заболевание не проходит. Течение в каждом случае совершенно разное. Если у пациентов в возрасте до 40 двустороннее проявление заболевания и признаки его зафиксированы в руках и ногах, существует повышенный риск агрессивного течения заболевания.

Терапия:

Основная цель терапии- это восстановление функциональной активности рук. Это возможно только при хирургическом вмешательстве, консервативное лечение и физиотерапия не являются эффективными. Масштаб операции зависит от тяжести и локализации очага поражения. Как правило, во время вмешательства через чрескожный доступ на пальцах и ладонях рук, удаляются все узлы. Иногда требуется доступ через суставную капсулу. При массивных узлах и в запущенных случаях возможны дефекты кожи, которые в дальнейшем можно восстановить при помощи пластической хирургии. В отдельных случаях, «шприц Дюпюитрена» (Xiopex) может помочь при определенных обстоятельствах, но этот метод в настоящее время скорее исключение, так как недостаточно данных о применении Xiopex.

Послеоперационный уход:

Для того, чтобы достичь выполнение рукой всех функций, необходимо придерживаться всех рекомендаций, по крайней мере 6 недель, в противном случае рубцевание послеоперационной раны может нарушить двигательную активность кисти. Эта процедура включает в себя регулярные упражнения, лечение рубцов, лимфодренаж, физиотерапию и трудотерапию.

Прогноз:

Не исключено повторное возникновение патологического процесса. Поэтому всегда следует ожидать рецидива и/или распространения заболевания за пределы оперированного участка. С оптимальной терапией после операции можно полностью вернуть двигательную функцию руки..

Когда требуется операция?

Основной принцип: пока пациент может сгибать и разгибать суставы, пусть и с усилием, хирургическое вмешательство не требуется. Если распространение болезни влияет на качество жизни, необходимо записаться на консультацию к хирургу и поговорить об актуальности оперативного вмешательства.

Ход оперативной терапии

Операция:

В зависимости от масштаба патологического процесса врач решает, выполнять оперативное вмешательство в условиях стационара или амбулаторно.

Послеоперационный период:

1. - 2. день:

Смена повязки и удаление дренирующей трубки. Необходимо начать выполнять упражнения - разгибание пальцев и сжатие их в кулак. Рука должна находиться выше уровня сердца, чтобы избежать образования отека.

3-14 день:

Удаление послеоперационного шва. Можно принимать ванночки с морской солью и мазать шрамы смягчающими кремами. Также требуется выполнять упражнения для улучшения лимфодренажа и физиотерапию, желательно под контролем врача.

6 недель:

Рука не должна испытывать нагрузки (нельзя носить тяжелые предметы, длительное время работать на ПК, ездить на велосипеде). Пациенту разрешается в послеоперационный период разминать пальцы и суставы, а после 6 месяцев с момента операции можно постепенно возвращаться к привычным нагрузкам.