Инфицирование протеза (перипротезная инфекция)

Одним из самых грозных осложнений после любой формы операции является развитие бактериального воспаления. Поскольку искусственный эндопротез не защищен собственной иммунной системой, сустав находится под большой угрозой инфицирования, чем сустав без инородного материала.

Угроза развития воспалительного процесса присутствует весь период нахождения эндопротеза в костной и суставной полости. Это означает, что бактерии могут привести к перипротезной инфекции даже спустя годы после имплантации протеза, попав в тазобедренный сустав через кровоток.

Спровоцировать воспалительный процесс могут, например, укусы животных, фурункулы, инфекции корней зубов, вросшие ногти на ногах и другие. Если стоматологическая чистка или лечение не завершены на момент фиксации эндопротеза, сообщите об этом своему стоматологу, который должен будет вколоть одну дозу антибиотика.

Также при выполнении хирургического вмешательства может произойти занос инфекционного агента. Совместные операции всегда проводятся в стерильной операционной, в которой превалирует направленный поток воздуха, а хирурги полностью облачены в специальную одежду, обувь и маски. Перед операцией выполняется тщательная мойка и дезинфекция рук по специальной методике, далее хирург и медсестра надевают стерильную одежду. Инструменты и имплантаты стерилизуются и запечатываются до процесса фиксации.

Тем не менее, в операционной находятся люди, и ни персонал, ни пациента невозможно простерилизовать, поэтому бактерии все-таки циркулируют в воздухе. Несмотря на все меры предосторожности и дезинфекции, бактерии попадают в рану во время операции, но обычно это неопасно, так как их количество ничтожно мало, а значит иммунная система пациента и введенные антибиотики расправятся с ними на раз два. В редких случаях (1-2 ‰) может развиться инфекционный процесс с инфицированием протеза. Это потенциально опасное для жизни состояния, так как данному виду инфицирования присуще быстрое распространение, в отличие от других видов воспалительного процесса в хирургии. Терапия с сохранением протеза возможна только в том случае, если она проводится в первые 2-3 недели от момента развития инфекционного процесса. Воспалительный процесс далеко не всегда сопровождается лихорадкой и покраснением, в зависимости от вида микроба, он может длительно развиваться без видимых симптомов. Единственным точным методом диагностики является пункция, которая позволяет обнаружить бактерии. В нашей клинике, если это возможно, производится замена протеза на новый в процессе эксплуатации. Результаты превосходны и были даже опубликованы в международных изданиях. Однако есть также ситуации, когда для контроля воспалительного процесса необходимо провести 2 процедуры. Эти ситуации индивидуальные и обсуждаются с пациентами в каждом конкретном случае. «За кулисами» план операции тщательно подготавливается экспертами для достижения оптимального результата.